«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В Российской Федерации постановлениемПравительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 принята Государственная программа "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы. Одна из задач реализации программы направлена на создание в общеобразовательных организациях на условиях софинансирования условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, включая создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным.
В 2015 г. Школа №4 г.о. Навашинский была определена для реализация данной программы. Актуальность выбора ОО обусловлена определенными причинами:
школа №4 – крупнейшая в округе, в настоящее время насчитывает 457 уч-ся;
расположенность – в доступной близости от центра города, рядом расположена ЦРБ
Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ
Создание безбарьерной среды для беспрепятственного доступа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В школе смонтированы широкие входные двери, пандус, съезды, пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения, закуплено оборудование. На центральной входной двери оборудована кнопка вызова. При необходимости для обеспечения доступа в здание и передвижению по зданию будет предоставлено сопровождающее лицо. Для преодоления лестниц человеком, находящимся в кресле-коляске имеется Универсальный лестничный гусеничный подъемник БАРС УГП, который управляется сопровождающим лицом.
Для реализации программы были выделены средства федерального бюджета в сумме 834 820 рублей, средства местного бюджета – 540 000 рублей.
Был специально подготовлен проект устройства доступности в школу, кроме этого проект предусматривал реконструкцию и ремонт туалета.
Проведение ремонтных работ:
ремонт туалета - 202 466 руб. (без конкурса)
установка двери-29 800 руб.(без конкурса)
ремонт крыльца-706 926 руб. по конкурсу
ремонт тамбура-83 175 руб. по конкурсу
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Кроме ремонтных работ было запланировано приобретение специального оборудования на148 000 рублей:
аппаратно-программный комплекс для детей с нарушениями ОДА: моноблок с предустановленным программным обеспечением
джойстик SimplyWorks+ПО
Беспроводной джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks предназначен для обеспечения возможности использования компьютера людьми с ограниченными возможностями и детей с ДЦП. Устройство работает в радиусе 10 метров и требует подключения к компьютеру специального устройства Ресивера SimplyWorks Receive, который осуществляет возможность беспроводной связи с компьютером. Джойстик активно применяется в специализированных школах и внедряется в качестве инклюзивного образования в обычные школы.
Joystick SimplyWorks оснащен тремя кнопками, которые дублируют соответствующие кнопки на обычной мыши и рычага, который предназначен для выполнения движения курсора на экране монитора. Устройство выполнено с прочном пластмассовом корпусе, кнопки джйостика имеют защиту от случайного нажатия.
сенсорная клавиатура «Клавинта»
Сенсорная Клавиатура ( СК ) «Клавинта»представляет собой клавиатурус сенсором, который реагирует на движение руки и пальцев по поверхности клавиш, СК «Клавинта» - этоаппаратная часть, целиком расположенная в корпусе прямоугольной формы (470х230х25) с девятью различными сменными накладками, позволяющими работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами и базами данных, с экранным калькулятором и математическим программным обеспечением, с веб-браузерами, которые позволяют путешествовать по Интернету, а также могут использоваться для различных игр. СК «Клавинта» может быть дополнена накладкамис раскладками клавиш, необходимыми пользователю, по его желанию.
комплект система вызова персонала
Система вызова персонала для инвалидов включает в себя кнопку вызова для инвалидов APE 510, наручный пейджер APE 6600 и табличку для инвалидов.
Принцип работы: сигнал передается по радиочастоте. При нажатии на кнопку сигнал моментально поступает на пейджер ответственного сотрудника. Пейджер вибрирует, оповещая о поступившем вызове.
Рабочая частота: 433 Мгц
Радиус действия: 1500 м. на прямой видимости
гарнитура senmai SCL-HD265
По итогам конкурсных процедур и образовавшейся экономии денежных средств было докуплено оборудования на 211 653 руб.
·Парта для детей с ДЦП
·Доска комбинированная ДШ-30
·Мультимедиа-проектор Vivitek D551
·Экран настенный Digis 160*160
Лестничный гусеничный подъемник БАРС УГП
В настоящее время в школе не обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но школа готова к приему детей с ОВЗ. Кроме этого, планируется приобретение специального оборудования для детей с другими категориями ОВЗ. Поэтому в дальнейшем рассчитываем на продолжение реализации ФЦП
В рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы (мероприятие 1.3. «Реализация мероприятий, направленных на расширение использования русского жестового языка») создан видеокурс для самостоятельного изучения гражданами базового русского жестового языка. Методика изучения строится на рекомендации усваивания и использования фраз, жестов (слов), наиболее часто употребляемых в речи, профессиональной практике, общении. Для этого материал в видеокурсе «Русский жестовый язык» разбит по тематикам. Особенностью курса является то, что фраза представлена в русской грамматике, переведена на английский язык, а также транскрибирована на русский жестовый язык, имеющий собственные лингвистические особенности. Также в видеокурсе «Русский жестовый язык» представлен большой блок многозначных выражений, когда показано различное значение жеста в зависимости от контекста и, следовательно, различные варианты данного слова в жестовой демонстрации. Пособие также полезно слышащим родителям неслышащих детей, студентам, воспитателям, волонтерам и иным заинтересованным лицам. Весь учебный материал сопровождается субтитрами, что позволяет использовать пособие для изучения жестового языка неслышащими людьми. Видеокурс «Русский жестовый язык» размещен на главной странице интернет-портала «Жить-вместе» (zhit-vmeste.ru) по ссылке http://zhit-vmeste.ru/news/115282/ и предлагается Минтрудом России для дальнейшего использования в работе.