Самые древние стоянки в Навашинском районе относятся к эпохе мезолита (средне-каменного века), которая датируется 10-5 тысячелетиями до нашей эры. Эти стоянки располагались на правых берегах рек Оки и Велетьмы в 2-2,6 км от деревни Волосово, на левом берегу реки Теши в 2 км от села Новошино, в 0,5 км к югу от поселка Судострой, в 1,2 км к юго-западу от села Поздняково. Для того времени были характерны кремниевые орудия труда геометрических форм, человек уже изобрел лук и стрелы. На протяжении веков орудия труда совершенствовались. Появилась глиняная посуда, изделия из бронзы, а позднее из железа, о чем свидетельствуют находки датирующиеся археологами как более поздних периодов ( 5-2 тысячелетиями до нашей эры, 7-14 век нашей эры). |
Первые письменные упоминания о поселениях нашего района, датируемые 1629-30 гг., показывают нам, как эволюционировала экономическая и культурная жизнь нашего края. Развитие торговли, ремесел, земледелия было плотно увязано с развитием Московского княжества. Через наш город проходили важнейшие тогда торговые, речные и обозные пути. С освоением и развитием Урала и Сибири это сыграло решающую роль. Через бывшее тогда село Липня проходила почтовая Арзамасская дорога, прежде бывшая Сибирским трактом, по которому до устройства Нижегородского шоссе и прокладки железных дорог России следовали из Уральских приисков тяжелые транспорты с самородками и промывным золотом и серебром в обе столицы на монетарные дворы. Примитивные промыслы того времени (дегтярный, смолокуренный, угольный, овчинно-выделочный, тележный, ботниковый и др.), несомненно выгодные и необходимые изжили себя с развитием железнодорожного транспорта. Накопленный в то время культурный, экономический опыт, а также деловая хватка людей дали толчок дальнейшему этапу развития нашего города и района. Навашинский, в прошлом Мордовщиковский район Нижегородской области, был образован в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1944 года при создании Владимирской области. Это был сельскохозяйственный район с единственным в то время промышленным предприятием Мордовщиковской судоверфью, которая и принесла району широкую известность. В октябре 1907 года закладывается судостроительная верфь на правом берегу р. Оки в старом русле. В 1912 году строится железнодорожная станция Навашино Московско-Казанской железной дороги, проходящая через селение Мордовщик. В 1908 году на Мордовщиковской судоверфи была построена первая нефтеналивная баржа «Екатерина Великая». А в 1935 году впервые только в СССР, но и в мире было построено крупнотоннажное целиком сварное судно – нефтеналивная баржа грузоподъемностью 6000 тонн «Комсомолка Судоплатова». С середины 30-х годов город и судоверфь планомерно развиваются, параллельно развивается сельское хозяйство. Реконструируется завод, возрастает его мощность, осваиваются строительство новых типов судов. В годы Великой Отечественной войны завод внес неоценимый вклад для страны. Для нужд фронта было изготовлено 60 тыс. малых саперных лопат, 1000 противотанковых ежей, более 100 бронированных скрывающихся огневых точек, 179 бронированных башен для кораблей ВМФ, более 187 тыс. корпусов и деталей для боеприпасов, много понтонно-мостовых парков для наведения водных переправ. В 1959 году утверждается проект реконструкции, имеющий решающее значение для судостроительного завода, который выполняется в течение 20 лет и полностью меняет облик предприятия. С выполнением проекта реконструкции завод приобрел современный вид, площадь которого сегодня составляет 528 тыс. кв. м. Предприятие специализируется на постройке средне-тоннажных судов (судов внутреннего плавания, смешанного река-море плавания, морских судов, плавучих насосных станций, изготовлении специальных комплексов переправочных средств, металлоконструкций). Максимальные размеры судна, строительство которого может обеспечить завод, определяются габаритами шлюзов внутренних водных путей и составляют: длина до 140 м, ширина до 17,2 м, осадка порожнем до 3,5 м, высота габаритная до 15,7 м.. 1955 год - год начала строительства завода стройматериалов. С этого времени начинается полномасштабное благоустройство города. За последующие 20 лет город превратился в современный районный центр. Кирпич завода шел не только на строительство Навашино, но и отправлялся в Выксу, Кулебаки, Арзамас, Муром и другие районы Горьковской области. Строятся современные благоустроенные и многоквартирные дома на пл.Ленина, проспекте Корабелов, строятся здания хлебозавода, железнодорожного вокзала, районного узла связи, дворцов культуры и спорта. прокладываются асфальтированные улицы, канализационная система. Силами района была возведена объездная дорога-дамба спасающая город и его окрестности от весеннего затопления, разгружающая город от транзитного автотранспорта. 23 декабря 1957 года районный центр – рабочий поселок Мордовщиково становится городом районного подчинения и получает название Навашино, по одноименной железнодорожной станции Навашино Московско-Казанской железной дороги. с 1958 года Мордовщиковский судостроительный завод стал именоваться – Навашинский судостроительный завод, с 2004 года – ОАО «Окская судоверфь». С образованием города Навашино работы по жилищному и культурно-бытовому строительству приобрели плановый характер и значительно расширились. За четверть века облик города совершенно изменился. Были построены 3 школы, несколько детских дошкольных учреждений, Дворец культуры, Дворец спорта с плавательным бассейном и стадионом. За эти годы построены здание железнодорожного вокзала, здание узла связи, центральная района больница. В начале 2000 годов введен в эксплуатацию Дворец детского творчества. В юго-восточной части города, в бывшем поселке Липня возведен жилой поселок силикатчиков с благоустроенными домами. За период с 2005 года по 2009 год в Навашинском районе газифицировано 5 населенных пунктов, построена автодорога с. Натальино- д. Родяково, построена специальная (коррекционная) школа в с. Новошино, идет строительство домов для молодых специалистов, введен многоквартирный дом на ул.Соболева, широко развернулось индивидуальное жилищное строительство. В связи с ростом вагонооборота произведена реконструкция ст. Навашино. В ходе реконструкции увеличено количество путей, стрелочных переводов, построено здание поста ЭЦ (энергетический центр), которое оснащено современной аппаратурой. Размеры станции увеличены вдвое. В ходе реконструкции преобразовалась территория у железнодорожного вокзала. В сентябре 2009 года введен мостовой переход через реку Оку. |