В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.
Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ. По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов — тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.
Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
В настоящее время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования.
Федеральные документы, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79).
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения)».
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Государственная программа "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Постановление от 10 июля 2015 г. n 26 Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
План действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Особенности осуществления государственного контроля оценки качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предложения и рекомендации по внедрению специальных федеральных образовательных стандартов, в том числе по совершенствованию нормативной и методической базы, описание механизмов внедрения СФГОС.
Письмо Минобрнауки России № ВК-452/07 от 11 марта 2016 г. "О введении ФГОС ОВЗ".
Письмо Минобрнауки России № ВК-15/07 от 13 января 2016 г. "О направлении методических рекомендаций".
Методические рекомендации по реализации адаптированных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Региональные документы, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ
Приказ Министерства образования Нижегородской области от 26.05.2015 №2073 «О создании при министерстве образования Нижегородской области рабочей группы по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Приказ Министерства образования Нижегородской области от 20.03.2015 №871 "Об утверждении плана мероприятий по введению в Нижегородской области федерального государственного образовательного государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)."
Документ ОО, обеспечивающие введение ФГОС ОВЗ