Способы обеспечения контентной фильтрации

Под контентной фильтрацией в общеобразовательном учреждении понимается отбор поступающей на компьютеры информации (контента) с целью ограничения доступа учащихся к информации, не совместимой с задачами образования и воспитания.

Фильтрация нежелательного контента может осуществляться:

 

Фильтрация нежелательного контента на каждом компьютере – достаточно трудоемкий процесс. Кроме того, в большинстве случаев такую фильтрацию может отключить самостоятельно любой пользователь, владеющий минимальными навыками работы с компьютером.

Фильтрация нежелательного контента с помощью программы-фильтра более надежна. Она потребует от системного администратора более высокого уровня квалификации, зато при ее использовании ни один компьютер не останется незащищенным. К тому же контролировать доступ пользователей к запрещенным ресурсам придется только один раз.

Фильтрация с помощью программы-фильтра предполагает:

 

Виды программного обеспечения

Программное обеспечение для контентной фильтрации бывает двух видов:

 

Указанные продукты могут быть как свободно распространяемыми, так и платными.

Программы, обеспечивающие контентную фильтрацию, работают по-разному. В частности, программа Интернет Цензор работает по принципу «белого» списка, т. е. по умолчанию запрещает все и разрешает только проверенные компанией-разработчиком ресурсы. Программа Net Police Lite, напротив, разрешает по умолчанию все, а запрещает только сайты, содержание которых она определила как наносящее вред здоровью, нравственному, психическому и духовному развитию детей.

Чтобы установить продукт, нужно скачать дистрибутив выбранной программы, затем запустить «установщик» и далее следовать его инструкциям. Обычно процедура установки занимает пару минут.

После установки программного обеспечения доступ к нежелательному контенту блокируется. Однако следует учитывать, что никакие технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие их частого обновления. В связи с этим для предотвращения случайного доступа учащихся к материалам, не соответствующим образовательным задачам, контроль за использованием сети Интернет во время занятий должны осуществлять педагоги.

Правила установки программного обеспечения для контентной фильтрации

При выборе и установке программного обеспечения для контентной фильтрации можно руководствоваться Правилами подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, утвержденными Минобрнауки России 11.05.2011 № АФ-12/07вн.

СКФ, используемые в общеобразовательных учреждениях, должны отвечать следующим требованиям:

 

П. 4 Правил подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет

Согласно данному документу средствами контент-фильтрации доступа к сети Интернет (далее – СКФ) являются аппаратно-программные или программные комплексы, обеспечивающие ограничение доступа к интернет-ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.

Для подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет общеобразовательные учреждения могут использовать СКФ, рекомендованные Минобрнауки России, либо СКФ, приобретенные самостоятельно.

Средства контент-фильтрации доступа к сети Интернет, включая бесплатные дистрибутивы программного обеспечения, размещены в сети Интернет на сайте единой системы контент-фильтрации доступа к сети Интернет по адресу: www.skf.edu.ru.

Установка СКФ должна производиться на все компьютерное оборудование общеобразовательного учреждения, имеющего доступ к сети Интернет. Об установке необходимо уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования.

Таким образом, организация контентной фильтрации – не право, а обязанность общеобразовательного учреждения. Ее наличие и эффективность регулярно проверяют специалисты управления образования и представители прокуратуры. В школах нашего муниципального района такой контроль осуществляется раз в полгода в ходе плановых проверок управления образования, а также раз в год в ходе внеплановой проверки прокуратуры. По результатам проверок составляются акты.

Руководитель общеобразовательного учреждения должен также самостоятельно организовывать проверки работы программ контентной фильтрации на всех компьютерах и других аналогичных устройствах. В комиссию по проверке могут входить представители администрации и члены совета учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет. Результаты проверки необходимо заносить в журнал контроля контентной фильтрации.