I.этап 2011-12г.г.

  1. Определение  концептуальных основ психолого – педагогического сопровождения  введения ФГОС  в начальной школе.
  2. Оценка исходного уровня сформированности универсальных учебных действий у детей при поступлении в школу.
  3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
    • Осуществление общей  экспресс-диагностики, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.
    • Углубленная диагностика обучающихся,  показавших   низкие результаты.

    Стартовая диагностика покажет основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с приоритетами данного класса на определенный период выстроится система работы по преемственности. Предпосылки для формирования универсальных учебных действий определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы

  4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей, педагогов Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации подготовки ребенка к школьной жизни. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.
  5. Первичная адаптация детей к школе, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД.

Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

 

II этап 2011–2014 г. психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.

Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
  2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
  3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
  4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.
  5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.
  6. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей  с особыми  образовательными потребностями в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
  7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

 

III этап  2011-2014  г.г.

1.  Контроль  динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий. 

Осуществляться на этапе промежуточного контроля и оценки при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов).

Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в ГПД и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля. Т.е., по сути дела, цель сопровождения на данном этапе - создание системы мониторинга. Осуществляя задачи развивающего обучения, учителя начальных классов школы накопили многие приемы формирования общеучебных умений. Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Психолог использует арсенал психодиагностических методик.

2.  Коррекционная и развивающая работа с обучающимися, имеющими  трудности в  освоении универсальных учебных действий.

В ходе психолого-педагогической диагностики выявляются проблемы в  формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД индивидуально у каждого ученика. В соответствии с выявленными проблемами планируется коррекционно-развивающая работа, направленная на  оказание психолого-педагогической помощи слабому ребёнку. Такая работа ведётся в индивидуальной и групповой формах по следующим направлениям:

  1. Развивающие занятия с детьми,  направленные на укрепление позиции школьника, развития положительной самооценки, учебной мотивации, познавательных процессов, необходимых для успешного овладения учебной программы.

  2. Коррекционно-развивающие занятия с детьми, проявляющими стойкую неуспеваемость по причине задержанного психического и речевого развития или  недостатков интеллектуальной деятельности. Здесь обязательно тесное взаимодействие специалистов ПМПк, направленное на обеспечение  комплексной коррекционной помощи. В сложных или спорных случаях или отсутствии положительной динамики – взаимодействие с ЦПМПК.

  3. Консультативная и просветительская работа с родителями, направленная на  повышение психолого-педагогической грамотности, разъяснение целей и смыслов коррекционно-развивающей работы, а так же предполагаемых результатов.

  4. Методическая и консультативная  работа с учителями начальных классов по вопросам  результатов психодиагностики, результатов и содержания коррекционно-развивающей работы с учениками. Оказание методической поддержки педагогов по вопросам возрастной психологии, организации обучения детей с особыми образовательными потребностями.

 

IV.этап - 2013-2015 учебный год 

Итоговый мониторинг результатов освоения обучающимися основной образовательной программы

  1. Психолого-педагогическая диагностика сформированности  УУД  у каждого обучающегося в соответствии с требованиями  модели выпускника начальной школы, качественный анализ на основе изучения корреляции показателей по четырём группам УУД и результатов учебной деятельности. На основе диагностических и  аналитических данных  на каждого ребёнка составляется заключение   и общая психолого-педагогическая характеристика, что поможет  в дальнейшем  планировать работу с ребёнком, исходя из его достижений. Такой подход обеспечивает преемственность  между начальной школой и средней школой.

  2. Изучение динамики развития профессионально-педагогических компетенций педагогов в ходе реализации ФГОС НОО нового поколения, анализ педагогических затруднений.

  3. Изучение мнения родителей, удовлетворённости результатами работы школы в условиях реализации ФГОС НО нового поколения.

  4. Корректирование системы психолого-педагогического сопровождения  с учётом аналитических данных мониторинга.